Копирование материалов и размещение их на других ресурсах возможно только с активной ссылкой на сайт waldorfdeti.ru

О чувстве осязания

Благодаря соприкосновению мы познаём кожу как поверхность нашего тела и одновременно узнаём, что она есть его граница, и понимаем также, где эта граница находится. Например, все мы имеем общее чувство своей спины, но её конкретное восприятие у нас возникает только тогда, когда кто-нибудь кладёт нам руку на спину или делает массаж, и тогда мы можем точно определить каждое место, которое испытывает прикосновение.
Первое наше чувство связано с кожей. Кожный покров – это дом для нашего тела, это граница между внутренним и внешним миром. Она может быть нашей защитой, а может быть и источником страданий. Чувство осязания – это основа безопасности, уверенного пребывания в мире.
Чувство осязания формируется через познание границ собственного тела. Ребёнок в первые месяцы жизни познаёт мир на ощупь. Любовь или холодность мира он ощущает через прикосновения родных. Прикасаясь к предмету, он вступает с ним во взаимоотношения, и в этом процессе познаёт себя. Благодаря осязанию младенец постепенно осознаёт свою собственную ограниченность в пространстве. Вот он почувствовал что-то мягкое, сковывающее его по рукам и ногам. Это пелёнка. О своём открытии ребёнок извещает громким криком. Главный инструмент развития осязания – это собственный опыт, который грудничок приобретает, от прикосновения пелёнок, одежды, разнообразных прикосновений взрослых, от соприкосновений с поверхностью, по которой он ползает, ощущая границы своего тела. Сенсорный или тактильный голод, когда кроха недополучает необходимое ему количество нежных прикосновений, любви, не позволяет сформироваться базовому доверию к миру и, спустя годы оборачивается замкнутостью, «толстокожестью», недоверием к жизни и окружающим и страхами. Страх от недостатка любви, назовем ее «тактильной» любовью, это как страх при переходе моста на большой высоте — мы не осязаем почву под ногами, она далеко от нас, мы ее не чувствуем. Примерно такое чувство у ребенка, осязание которого не развивалось. Дитя не получило ощущения границ своего тела. Вот это и есть главное при развитии чувства осязания: ощущаем мы границы своего тела или нет. Ощущаем — мы в безопасности. Не ощущаем — страшно.
В первые недели, месяцы и годы нашей жизни посредством переживания прикосновений мы выстраиваем образ, своего рода карту нашего тела с его пластичными формами и размерами. В течение жизни, прежде всего в периоды роста, нам снова и снова приходится корректировать и подгонять этот образ, что происходит именно посредством столкновений. Это можно наблюдать у детей, которые только начали ходить и поначалу ещё натыкаются на столы и стулья. Чаще всего им требуется всего несколько дней, чтобы начать ходить не натыкаясь. Если убрать столы и стулья, процесс формирования образа продлится дольше, поскольку будет недоставать корректирующего переживания соприкосновения. Тот образ тела, который мы выработали на протяжении многих лет благодаря переживаниям соприкосновения и который мы постоянно обновляем, даёт нам возможность двигаться через пространство, не натыкаясь на предметы, даже если между этими предметами или людьми будет мало места.
Вместе с познанием собственных границ возникает и опыт собственной идентификации. Если я знаю свои границы, я также знаю, где мой телесный дом.
В настоящее время появляется всё больше детей, которые снова и снова пытаются нащупать границы своего тела, задевая и ударяя других. Вполне возможно, что агрессивное поведение ребёнка есть не что иное, как попытка пережить самого себя, познать свои границы и таким образом удостовериться в своей телесной родине. Для таких детей важно иметь возможность многочисленных переживаний прикосновения, чтобы пополнить опыт постижения своей собственной границы.
Тот, кто не чувствует себя уверенно в своем теле, потому что в его собственных границах есть прорехи, не сможет обрести и внутренний покой. Такому человеку приходится постоянно быть настороже и бдительно следить за своим окружением. Ясно, что детям, которые находятся в подобном состоянии, трудно на долгое время сконцентрировать внимание на каком-нибудь предмете, потому что ситуация ненадежности и неуверенности заставляет их обращать внимание на каждое новое событие. Эти дети также нуждаются в многочисленных переживаниях прикосновений.
И еще нечто важное: когда мы касаемся чего-либо, всегда происходит двоякое. С одной стороны, мы связываем себя с тем, чего коснулись, а с другой — именно благодаря прикосновению осознаем, что отличаемся от него. Таким образом, тот, кто благодаря богатому опыту прикосновений хорошо знает свои границы, знает также и границы других. Для тех же, кто сформировал свои границы слабо, остается неясным и то, где начинается граница другого человека. Дети, которые ведут себя по отношению к взрослым не соблюдая границ, чаще всего находятся именно в таком положении. Мы должны не упрекать их за это неумение соблюдать дистанцию, а предоставить им по средством переживания тактильных ощущений и прикосновений больше возможностей продолжать формирование своей собственной границы и за счет этого также лучше знакомиться с границей других людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Frontier Theme