Копирование материалов и размещение их на других ресурсах возможно только с активной ссылкой на сайт waldorfdeti.ru

О чувстве жизни

Чувство осязания даёт человеку опыт переживания границ тела, его внешней оболочки. Благодаря чувству жизни, мы переживаем жизнь внутри себя, единство, целостность своей телесности и пронизывающих её жизненных процессов (дыхания, кровообращения, роста и др.) Это даёт нам ощущение внутреннего благополучия, удовольствия от жизни. Можно сказать, что действием чувства жизни является общее внутреннее самочувствие: чувствую я себя здоровым или больным, усталым или бодрым, голодным или сытым и т.д.

Чувство жизни начинает развиваться в эмбриональный период и усиленно развивается в первые месяцы жизни. Каждая клетка пронизана нервными волокнами, которые в первые годы жизни ребёнка служат исключительно восприятию чувства жизни. Чувство удовлетворения процессами пищеварения, выделения, дыхания буквально пронизывает душу ребёнка. Позже – это желание двигаться, ползать, ходить, прыгать, бегать (К.Кёниг).
Физиологическим органом чувства жизни является вегетативная нервная система. Это многочисленные нервы, которые проникают во все внутренние органы и ткани, соединяют их и регулируют все жизненные процессы нашего тела. И, если всё в нашем организме протекает здоровым образом, нам комфортно, то чувство жизни мы не ощущаем, оно находится в подсознании, в душе мы испытываем удовольствие. Если в нашем организме в протекании процессов нарушается целостность, то чувство жизни сигнализирует об этом болью, а на душевном уровне – страданием, страхами, неуверенностью.

Чувство жизни формируется путём восприятия жизненных процессов, которые имеют временную протяжённость, свои ритмы, поэтому соблюдение жизненных ритмов очень важно для ребёнка. Ритмически выстроенная жизнь, где правильным образом организованы сон, питание, чередование различных видов деятельности, например, подвижных игр и занятий, требующих внимания и сосредоточенности, обеспечивает слаженную работу внутренних органов и всей вегетативной нервной системы. Для развития чувства жизни необходимо также и формирование у ребёнка ежедневных привычек: чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой, прибирать игрушки, совершать посильные трудовые действия, ходить пешком и т.д.Правильному пробуждению чувства жизни у ребёнка способствует постоянная встреча ребёнка с живым : грудное молоко матери, одежда и игрушки из натуральных материалов.

Ощущения от чувства жизни всегда обозначают полярности. Их можно разместить на шкале, у которой есть середина – уравновешенное состояние – и два отклонения: одно в направлении избытка, другое – в направлении нехватки. Если наше ощущение находится в середине этой шкалы, то мы воспринимаем это как хорошее самочувствие. Когда ребёнок переживает эти полярности, мы можем говорить о том, что он познаёт границы своих возможностей, например, в отношении еды или физической усталости (В. Ауэр). Поэтому, совершая постоянные колебательные движения с правой стороны шкалы на левую, ребёнок раздвигает свои физиологические границы, учится терпеть, ждать, преодолевать, возникает понимание того, что в физическом мире не всё происходит сразу, необходимо время.

Взрослым необходимо заботиться о том, чтобы совершать приём пищи в определённое время, а не по первому требованию ребёнка, способствовать тому, чтобы ребёнок уставал от физической нагрузки, а не от избытка информации и впечатлений. Шаг за шагом дети научаются выдерживать нагрузку и нехватку чего-либо, с четырёхлетнего возраста становится возможным отказ от своих телесных желаний в пользу душевных.

В настоящее время разнообразие игрушек у ребёнка, избыток эмоциональных впечатлений в его жизни не позволяют ему переходить на отрицательную сторону шкалы. У ребёнка нет необходимости «напрягаться», что-то придумывать, чтобы занять себя. Такие дети не могут выносить тишину и покой, т.к. привыкли, что их всегда развлекают, они боятся моментов, когда «ничего не происходит». Часто на прогулке они ходят со скучающим видом, спрашивают, долго ли ещё гулять, говорят, что устали. В школьном возрасте это выражается в том, что дети могут делать только то, что им интересно, легко. Когда же наступает момент в учёбе, который требует, чтобы были задействованы внутренние силы, появляются проблемы с дисциплиной в классе, т.к. скучная работа не доставляет удовольствия. У учеников уходит вера в свои силы в силу отсутствия опыта доверия самим к себе, получаемого на отрицательной стороне шкалы.
Отсутствие самодоверия является так же и результатом того, что дети воспитываются как потребители, они всё получают в готовом виде, а сами мало что делают.Опыт «Я могу» формирует в них уверенность и самоуважение. Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы дети владели навыками самообслуживания и имели возможность многое делать самостоятельно. Хорошо, если им доводится помогать взрослым в разных практических делах: мыть посуду, подметать и мыть пол, чистить и резать овощи, фрукты, ухаживать за растениями. Дети постарше могут следить за своей одеждой, обувью, иметь возможность приготовить себе простую еду, владеть навыками шитья, вязания, иметь опыт работы с деревом, глиной, металлом и т.д.

Сегодня стараются дать детям всё и оградить их от болезней, от любой боли, от физической усталости. Детей содержат в тепличных условиях, вводят многочисленные запреты (нельзя гулять под дождём, ходить по лужам, залезать на деревья, кататься по земле и т.д.), их мало водят пешком, а больше возят на автобусе или машине. «Мы хотим воспитания без боли. Когда ребёнок спрашивает, ему сразу же надо давать ответ. Не дай Бог, если ему придётся потомиться в ожидании! И если он хочет чего-нибудь сладенького, то ему надо сразу же дать это, иначе ему будет обидно и больно. Это же бесчеловечно!» (А. Соесман)
Воспитывая в детях субтильность, взрослые лишают ребёнка переживаний, необходимых для развития чувства жизни. Ребёнок, который не имел опыта преодоления, переживания боли, не сможет воспитать в себе мужество воспринимать удары судьбы и во взрослом возрасте, встречаясь с трудностями, предпочтёт не активизировать свои внутренние силы, а использовать различные оглушающие боль средства: обезболивающие лекарства, алкоголь, наркотики, телевидение, компьютеры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Frontier Theme