Копирование материалов и размещение их на других ресурсах возможно только с активной ссылкой на сайт waldorfdeti.ru

Движение и психика человека

 

Человек открывается миру посредством различных действий. В деятельности человека проявляется его воля. М. Глёклер под волей понимает «не шаткие размышления и неопределенные чувства, а импульс сделать то, что мы действительно расположены сделать». Далее она указывает на то, что воспитание воли идентично обучению, образованию способности учиться на всех уровнях. На телесном уровне воспитание воли означает ловкость, координацию, хорошо функционирующую, хорошо адаптированную моторику, Перенесенное на душевный и духовный уровни воспитание воли означает максимальное умение произвольно обходиться с эмоциональными и мыслительными процессами [М.Глёклер. Воспитание воли как источника морали]. Таким образом, моторика, движение лежит в основе формирования того, как человек действует в окружающем его мире, будет ли эта деятельность осознанной, произвольной, или человеком будут руководить рефлекторные, неконтролируемые им, осуществляемые бессознательно, двигательные, эмоциональные реакции. Отметим также, что под моторными актами мы понимаем не только действия, производимые в результате игровой, трудовой деятельности, деятельности в спорте и т.п., но также и в результате речевой деятельности и реакции, вызываемые различными обстоятельствами, возникающими в жизни.
В современной телесно ориентированной психотерапии и в кинезиологии человек рассматривается как результат взаимодействия тела, ума и эмоций. Когда тело, ум и эмоции находятся в гармонии друг с другом, человек ощущает себя гармоничной, целостной личностью, что отражается в движении, в возможности выстраивать и осуществлять различные, как простые, так и сложные двигательные программы.
В жестах, походке, мимике проявляется своеобразие каждого человека. И, наоборот, через движение происходит развитие личности от общего детского состояния к своему особому образу.
В 30–40-х гг. ХХ в. в Советском Союзе Н.А. Бернштейном была разработана теория физиологии активности, в основе которой лежала концепция уровневого построения движений. Он считал, что любое движение (простое или сложное) управляется мозгом одновременно на нескольких уровнях. Исследователь выделял следующие уровни управления движениями:
— А – уровень тонуса и позы;
— В – уровень привычных действий, уровень автоматизма;
— С – уровень действий в пространстве;
— D — уровень осмысленных действий с предметами (орудиями);
— Е – уровень интеллекта и творчества.
Каждый уровень управления движениями обеспечивается функционированием определённых нервных структур, которые постепенно созревают в онтогенезе. Работа этих структур совершенствуется не автоматически, но лишь благодаря активным действиям человека и получаемому сенсорному опыту. Мозг при здоровом развитии «простраивается» снизу вверх, с задних отделов к передним, справа налево. Т.е сначала созревают нижние отделы мозга (ствол мозга, продолговатый мозг, мост, мозжечок, лимбическая система), затем развивается правое полушарие, «простраиваются» нервные сети через мозолистое тело из правого полушария в левое, активно развивается затем левое полушарие и ассоциативные зоны коры БП.
Наблюдая в своей работе особых детей, Е.В. Максимова встретилась с тем, что у них могут выпадать целые уровни двигательной регуляции. В своей практике она рассматривает уровни, предложенные Н.А. Бернштейном, как уровни психического функционирования, уровни психического реагирования человеческого организма, определяющие эмоциональное состояние, общение и поведение человека. Выпадение какого-то уровня или нарушение связей между уровнями ведёт к нарушениям психики.
Однако реалии современного мира, ориентированного на «коркового» человека, ведут к тому, что и у детей, относимых к так называемой «норме», нижележащие структуры мозга не могут полноценно созревать вследствие чего нарушается работоспособность мозга и задерживается формирование структур, отвечающих за создание программ действий и контроля за их реализацией. Это так же ведёт к нарушениям психики. Как у особых детей, так и у детей «нормы», в большей или меньшей степени, происходит растормаживание нижележащих уровней, что проявляется в аффективном поведении, отсутствии контроля за своими эмоциями, большом количестве страхов, мышечных дистониях, в отсутствии замыслов и их воплощений, сложности в преодолении препятствий на пути к цели и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Frontier Theme