Копирование материалов и размещение их на других ресурсах возможно только с активной ссылкой на сайт waldorfdeti.ru

УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПРИМИТИВНЫХ РЕФЛЕКСОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Во  время рождения, когда осуществляется движение по родовым путям, ребёнок получает самый важный для его дальнейшего развития опыт осязания,  глубокого давления, «телесной географии». При благоприятном протекании родов мышцы матери, сжимаясь и вновь расслабляясь, создают определённый ритм и массируют всё тело ребёнка в этом ритме. Для того, чтобы ребёнок совершил этот процесс наименее травматично, во время родов максимально активизируется рефлекс паралича при страхе (РПС). Глубокое давление на ткани позволяет запустить механизм тонического состраивания всего тела,  в том числе и сенсорных систем, что активизирует клетки ретикулярной формации в стволе головного мозга, запускает рефлексы, необходимые для жизнедеятельности. Низкий уровень кислорода в крови и понижение температуры окружающей среды действуют как сильные стрессовые факторы, которые также помогают активизировать центральный механизм дыхания. На смену РПС приходит рефлекс Моро, ребёнок самостоятельно делает первый вдох. 


В норме первый вдох делается очень глубоким. Под высоким давлением воздух снаружи устремляется в лёгкие, заходит в альвеолы, вытесняя внутриальвеолярную жидкость в интерстициальное пространство. Лёгкие ребёнка расправляются, кровь постепенно насыщается кислородом. Создаваемое при первом вдохе высокое давление в лёгких стимулирует закрытие овального окошка (отверстия между правым и левым предсердиями) специальным клапаном, который постепенно прирастает к тканям и больше уже не открывается, обеспечивая разделение венозной и артериальной крови. Видимо, одной из причин того, что остаётся открытым овальное окно (другие причины связаны с анатомическими особенностями предсердий и клапана) можно считать слабый рефлекс Моро.

Одним из условий интеграции рефлексов является самостоятельное прохождение ребёнком всех этапов двигательного развития. Ребёнку необходимо создавать условия для его движения сообразно возрасту, но не стремиться тренировать те движения, к которым его нервно-мышечная система ещё не готова.

              В течение первых месяцев жизни младенец должен проводить большую часть времени лежа на спине. Однако в настоящее время всё меньше внимания уделяется этому процессу, всё большее количество  мам стараются носить ребёнка в слинге или на руках, исходя из своего взгляда: «Я должна напитать ребёнка собой», либо из-за того, что ребёнок из-за неврологических проблем часто плачет, либо из-за желания как можно раньше открыть для ребёнка окружающий мир, его излишне рано носят на руках в вертикальном положении, показывая всё вокруг и рассказывая обо всём, что может увидеть ребёнок. Кроме того, что это привносит в жизнь ребёнка избыточное количество сенсорных впечатлении, которые ещё не могут быть переработаны и усвоены ребёнком из-за незрелости его нервной системы, ношение в слинге и на руках может быть достаточно травматичным для ребёнка. Неокрепшие мышцы не готовы поддерживать голову ребёнка, его голова свешивается назад под тяжестью черепа или лежит на плечах, оказывая давление на шейные позвонки. Раннее выкладывание ребёнка на живот на большое количество времени и стимулирование его в поднятии головы, когда мышцы и нервная система к этому не готовы, лишают его свободного вытягивания (потягивания) и вращения руками в воздухе, радости перебирать пальчиками и с неослабевающим интересом созерцать свои руки. «Лежание на животике» в течение короткого периода упражнений — да, но не надо оставлять младенца в этом положении надолго в дневное время» (Одри Мак-Аллен).


             Для чего же ребёнку необходимо лежать на спине?

                Новорожденный ребёнок не может владеть основной опорой всего тела — туловищем и шеей, держащей голову, и поэтому не в состоянии воспользоваться и его «динамическими подпорками» — конечностями. Его туловище беспомощно лежит на спине,  тяжелое и неподвижное, и все «четыре лапки могут совершать только беспорядочные брыкательные движения по всем направлениям вхолостую … в течение первых двух‑трех месяцев после рождения какая бы то ни было двигательная координация отсутствует … только к концу первого квартала жизни начинают организовываться правильные совместные движения глаз, повороты со спинки на живот и т. п. »  (Н.А. Бернштейн). Именно это нескоординированное барахтанье ручками и ножками младенца позволяет ему устанавливать связи между мышцами, спинным мозгом и клетками ретикулярной формации, находящимися в стволе головного мозга, а также запускать движение спинномозговой жидкости и обеспечивать протекание различных процессов роста и созревания структур в организме. Всё это в конечном итоге приводит к тому, что примитивные рефлексы ребёнка начинают конвертироваться в постуральные.


                Нахождение ребёнка на спине позволяет ему поддерживать  связь с окружением и правильным  образом формировать зоны зрительного восприятия. «Его взгляд следует за матерью по комнате, меняется в направлении звуков, которые он слышит. Ребёнку необходимо это устойчивое положение в качестве точки отсчета для связи своих переживаний одного с другим. Если его положение изменяется, например, его подпирают подушкой, то эта точка отсчета для координации восприятия нарушается. Было бы лучше перемещать кроватку или коляску в разные места, чтобы дать разнообразие переживаний, чем преждевременно менять положение тела» (Одри Мак-Аллен).

                   Б. А. Архипов, исходя из наиболее часто встречающихся вариантов выпадения, предложил разделить пространственное восприятие на 4 зоны:

— зона 1 – до уровня плеч – куда можно дотянуться носом; то, что видит ребенок, когда лежа приподнимет голову;

— зона 2 – до локтей – или то, что видит ребенок, когда лежа приподнимается с опорой на локти; или то, что на столе;

— зона 3 – куда можно дотянуться рукой; или то, что видит ребенок, когда сидит;

— зона 4 – то, что видит ребенок, когда стоит; куда можно дойти ногами.

Первая зона формируется, когда мама наклоняется над лежащим ребёнком, разговаривает, ухаживает, играет с ним, а также, когда ребёнок просто лежит на спине, играет своими ручками и ножками. Ранняя вертикализация ребёнка выводит его сразу в формирование четвертой зоны зрительного восприятия, не позволяя формироваться первой зоне. Несформированность зрительного восприятия в какой-либо из зон приводит в дальнейшем к возникновению страхов или к агрессии, когда объект восприятия попадает в нарушенную зону, возникают проблемы в усвоении школьных навыков.


 Использование ходунков ускоряет процесс нормального созревания регулирования деятельности нижних конечностей и формирования способности самостоятельно контролировать позицию тела и естественную координацию восприятий и движений, которые должны быть выработаны в горизонтальном положении, когда ребёнок обучается ползанию и активно ползает. 

Имея небольшой опыт в ползании, ребёнок не получает достаточного количества ощущений от его проприоцептивной системы, которые возникают, когда ребёнок совершает движения растяжения и отталкивания от поверхности,  нет достаточного опыта в координации движений рук и ног. Его мышцы не обладают ещё той силой, которая необходима, чтобы снизить давление на кости и связки, возникает избыточное мышечное напряжение и мышцы удерживают кости ребёнка в неправильном положении,  что ведёт к искривлению формы ног и в дальнейшем к возникновению плоскостопия, нарушению осанки и походки.

            Таким образом, правильное сопровождение двигательного развития ребёнка в первый год  жизни обеспечивает здоровое формирование его нервной, мышечной, костной систем, интеграцию его примитивных рефлексов  в постуральные, обеспечивающие «прямостояние»  ребёнка и определяющие не только его внешний облик, но и всё поведение в целом.


nIj7wKRv04Q

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Frontier Theme